Т-34 на службе Вермахта

История Второй Мировой Войны






 

      "Очень впечатляюще..." - генерал-полковник Heinz Guderian, командующий
      2-ой танковой армии.
      "Нам было нечего противопоставить этому танку" - генерал-майор F.W.
      Mellenthin.
      "Лучший танк в мире" - маршал Ewald von Kleist, 1-ая танковая армия.
      "Этот танк (Т-34) вверг германскую пехоту в полное уныние" - генерал G.
      Blumentritt.
      Т-34/76 был дальнейшим развитием среднего танка Т-32, который, в свою
      очередь, был основан на прототипах А-20 и А-30. Первые образцы были
      разработаны в начале 1940-х годов, а широкое производство развёрнуто к
      1943 году. К началу своего производства, в июне 1940 года, это был самый
      совершенный танк своего времени. По своим характеристикам он превосходил
      любой танк мира, в том числе и лучшие танки Германии. Этот танк обладал
      сильной бронёй, большой скоростью, сильным вооружением и низким силуэтом,
      одновременно будучи надёжным и дешёвым в производстве. И, несмотря на
      ограниченное число танков этого типа на восточном фронте в 1941 году,
      германская армия испытала настоящий шок, впервые столкнувшись с Т-34 в
      бою. Германским конструкторам пришлось срочно разрабатывать более мощное
      противотанковое вооружение. Т-34 производился в шести основных вариантах.
      Все версии с экипажем в 4 человека и оснащённые 76мм. пушкой и 2-мя или
      3-мя пулемётами имели маркировку Т-34/76. Он имел следующие модификации:
      "А" (1940г.), "В" (1941г.), "С" (1942г.), "D" (1943г.), "Е" (1943г.) и "F"
      (1943г.) (все модификации приведены так, как это было принято в германских
      документах). С 1940 по 1944 года было выпущено 35119 Т34/76. В ответ
      германская промышленность выпустила свой Panzerkampfwagen V Panther,
      который использовал некоторые черты Т-34/76 и претендовал на роль
      супертанка.
      После захвата первых Т-34/76, немцы присвоили ему маркировку
      Panzerkampfwagen T-34747(r). Большое количество этих машин было захвачено
      германской армией и передано своим войскам для боевого использования,
      тогда как танков Т-34/85 Вермахту удалось раздобыть всего несколько штук.
      Т-34/76 были захвачены в период с 1941 по середину 1943 года, когда
      Германия ещё прочно стояла на Восточном фронте, тогда как Т-34/85
      появились на полях сражений только зимой 1943 года, когда успех на востоке
      начал изменять Германии, а дивизии Вермахта были обескровлены после
      упорного сопротивления и удачных военных операций Красной Армии. Первые
      трофейные Т-34/76 были направлены в 1-ю, 8-ю и 11-ю танковые дивизии летом
      1941 года. Но там не решились их использовать в боевой обстановке, в связи
      с тем, что наводчики орудий в первую очередь руководствуются силуэтом
      танка, а не опознавательными знаками. А это могло привести к обстрелу
      трофейных Т-34 своей же артиллерией или другими танками.
      В дальнейшем, дабы не допустить таких случаев, на корпус и башню трофейных
      танков наносились опознавательные знаки или свастика большого размера и в
      большом количестве. Также, обычным делом было наносить опознавательные
      знаки на крышу и люки башни, чтобы лётчики Люфтваффе имели возможность
      опознать принадлежность танка. Другим способом, помогающим избежать
      поражения трофейных Т-34 своими войсками, было использование их совместно
      с пехотными подразделениями. В этом случае проблема опознавания
      практически не стояла. Танк Т-34/76D имел два круглых люка на башне, и был
      прозван немцами Микки Маусом. При открытых башенных люках он вызывал такую
      ассоциацию. Примерно с конца 1941 года захваченные Т-34 отправлялись на
      завод вРиге для ремонта и модернизации пока в 1943 году фирмы
      Merzedes-Benz (завод в Mrienfelde) и Wumag (завод в Goerlitz) также не
      стали проводить ремонт и модернизацию Т-34. Там Т-34/76 оборудовались по
      германскому стандарту: в частности, на башню устанавливалась командирская
      башенка с распашными створками, радиооборудование и ещё многие
      нестандартные переделки в соответствии с запросами их новых владельцев.
      Более 300 Т-34/76 были поставлены "под ружьё" Вермахта. Другие же танки
      использовались как тягачи для артиллерии, или перевозчики амуниции и
      боеприпасов.
      Некоторое количество сильно повреждённых Т-34 устанавливались на платформы
      бронепоездов как артиллерийские установки (например, на известный
      бронепоезд "Michael"). Из подразделений Вермахта, имевших на своём
      вооружении трофейные Т-34 можно назвать 1-й танковый полк 1-ой танковой
      дивизии (по состоянию на 15 октября 1941 года имелось 6 танков Т-34/76
      1940 и 1941 годов выпуска), 2-ю танковую дивизию, 9-ю танковую дивизию
      (33-й танковый полк), 10-ю танковую дивизию (7-й танковый полк), 11-ю
      танковую дивизию, 20-ю танковую дивизию (21-й танковый полк) и 23-ю
      танковую дивизию. И это ещё далеко не полный список. Некоторое количество
      трофейных Т-34 оставалось в использовании Вермахта вплоть до 1945 года,
      например в 23-ей танковой дивизии в Словакии и в Восточной Пруссии. Летом
      1943 года несколько Т-34/76 имели даже итальянские экипажи. Согласно
      статистике германского командования, по состояниюна июль 1943 года в
      состав группы армий "ЮГ" входило 28 трофейных Т-34, а в состав группы
      армий "ЦЕНТР" - 22 Т-34. В сентябре 1943 года RONA (Русская
      Освободительная Армия), под командованием Мечислава Каминского,
      использовала в борьбе с белорусскими партизанами 24 трофейных Т-34. Даже
      самые элитные танковые подразделения Вермахта использовали Т-34, например
      танковая гренадерская дивизия "Grossdeutschland" (одноимённый танковый
      полк) использовала некоторые экземпляры трофейных Т-34 вплоть до 1945
      года. Подразделения SS также не обошлись без Т-34. Их использовали 2-я
      танковая дивизия SS "Das Reich" (25) и 3-я танковая дивизия SS "Totenkopf"
      (22).
      Одной из интересных германских модификаций, основанной на шасси трофейного
      Т-34, был танк противовоздушной обороны 2sm. Flakvierling auf Fahrgestell
      T-34(r). Также известный как Flakpanzer T-34(r), он был оснащён 20мм
      пушкой Flakvierling 38 или 4-мя (в связке) 20мм зенитными пушками L/115.
      Пушки устанавливались в башнях, изготавливаемых в полевых мастерских из
      броневых листов повреждённых танков. Их использовал Heeres Panzerjaeger
      Abteilung 653 на Восточном фронте в начале и середине 1944 года.
      Flakpanzer T-34(r) можно сравнить с послевоенной Китайской зенитной
      установкой Type 63, также использовавшей шасси Т-34, которая оставалась на
      вооружении Китайской Народной Армии вплоть до конца 1980-х.
      На фото справа:
      Эту уникальную машину на базе Т-34 использовали в 653-ем тяжёлом
      истребительном танковом батальоне (Schw. pz. jag. Abt. 653). Также в этом
      подразделении использовались и другие экспериментальные танки: Tiger (P) и
      Panther с башней от Panzer IV. Т-34 был модифицирован под установку
      зенитных орудий 2cm Flakvierling в частично открытой башне (очертаниями
      несколько напоминающей башню зенитного танка Ostwind). Машина была
      приписана к командному взводу этого подразделения.
      В 1943 году Красная Армия получила на вооружение улучшенную модификацию -
      Т-34/85. Этот танк имел экипаж уже из 5-ти человек, был вооружён 85мм
      орудием. До конца войны было произведено 29430 танков этого типа.
      Германской армии удалось захватить очень небольшое количество Т-34/85, и
      ещё меньше - использовать. В середине 1944 года 5-ой танковой дивизии
      "SS", в ходе ожесточённых боёв под Варшавой удалось захватить один Т-34/85
      и использовать его в дальнейшем против Красной Армии. Также один Т-34/85
      был захвачен 252-ой пехотной дивизией в боях в Восточной Пруссии, и он
      также был взят на вооружение.
            Тактико-технические данные T-34/76 (Ausf B)
            Вес:27000 кг
            Экипаж:4 человека
            Двигатель:V2 Diesel/12 цилиндров/500 л.с.
            Запас топлива:614 литров
            Скорость:Дорога: 51 км/ч
            Бездорожье: 40 км/ч
            Запас хода:Дорога: 450 км
            Длина:6,40 м
            Ширина:2,74 м
            Высота:2,43 м
            Вооружение:76,2 мм орудие L/41.2
            2 x 7,62 мм пулемёта "ДТ"
            Боезапас:76,2 мм - 77 выстрелов
            7,62 мм - 2000-3000 выстрелов
            Броня:15-65 мм


            Тип орудия: Срветское 76,2мм
            Ф-34Германское 75мм
            KwK 40 L/48 Американское 75мм M3 L/37.5
            Вес (кг): 1155 750 405,4
            Снаряд: ОФ-350БР-350AБР-354П SprGr 39 PzGr 39 PzGr 40 M 48 M72
            Вес (кг): 6,23 6,50 3,05 5,72 6,80 4,10 6,67 6,32
            Скорость полёта снаряда
            (м/с): 680 662 950 590 790 1060 464 619
            Пробивная способность при наклоне бронеплиты 90 градусов (мм):
            500м - 71 100 - 114 143 - 66
            1000м - 51 51 - 85 97 - 60
            2000м - 40 - - 64 - - 50


      Германский Т-34 со дна эстонского озера
      Евгений Капов,
      собственный корреспондент
      газеты "Эстония" в Ида-Вирумаа (Эстония).
      В минувший четверг была проведена уникальная техническая операция по
      подъему танка Т-34, пролежавшего 56 лет на дне одного из Куртнаских озер в
      Ида-Вирумаа. Давно известно, что ил является хорошим консервантом. Сейчас,
      когда танк на берегу, даже не верится, что почти шесть десятилетий он
      находился на дне водоема. С брони сошла черная краска, из-под которой
      показались слова: "За Советскую Эстонию". Так как они написаны на
      эстонском, можно сделать однозначный вывод, что машина состояла на
      вооружении Эстонского стрелкового корпуса, воевавшего на стороне Красной
      армии. Затем этот танк захватили немцы, замазали эстонские слова черной
      краской, нарисовали на броне свои кресты, которые тоже хорошо сохранились.
      Отступая в сорок четвертом, по какой-то причине они не могли взять этот
      танк с собой и чтобы он не достался противнику, загнали его в озеро. И вот
      прошло 56 лет. Лежать бы этому танку на дне вечно, если бы не поисковики.
      ...На пограничном кордоне Пунамяэ в Ида-Вирумаа служит заместителем
      начальника Игорь Седунов. Как и у многих людей, у него есть хобби. Игорь -
      коллекционер. Правда, собирает не марки, монеты или бабочек, а... оружие,
      найденное на местах боев Первой и Второй мировых войн. Школьники Нарвы,
      Силламяэ, Йыхви, Кохтла-Ярве были посетителями выставки коллекции
      Седунова. Им она интересна и потому, что экспонаты здесь можно потрогать
      руками, слушая рассказ Игоря об истории оружия. Надо полагать, что вскоре
      посетители выставки Седунова смогут после экскурсии прокатиться на самом
      настоящем Т-34... Менее чем год назад в Ида-Вирумаа был образован
      военно-исторический клуб "Поиск", объединивший разрозненные группы
      энтузиастов-поисковиков. Его председателем был избран пограничник Игорь
      Седунов. (Кстати, одна из задач клуба "Поиск" - борьба с так называемыми
      "дикими геологами", которые ведут свой черный поиск в корыстных целях,
      разрушая захоронения, реставрируют и продают бандитам найденное оружие.)
      Местные жители рассказали участникам "Поиска", что в сорок четвертом немцы
      загнали в озеро какую-то гусеничную бронемашину. Один старожил припомнил,
      что видел, как прямо к озеру вели следы гусениц, а потом из воды дня два
      или три поднимались пузыри. Водолазы из Силламяэского клуба аквалангистов
      "Ихтиандр" подключились к делу: провели разведку этого места и определили,
      что под пятиметровым слоем ила находится какая-то техника. На них легла
      основная работа: пришлось водопомпой размывать ил. Танк стоял гусеницами
      на глине и под ними пришлось вымывать двухметровые тоннели, чтобы машина
      могла легко сдвинуться с места. И вот результат... Игорь с гордостью
      показывает на танк, который уже оседлали поисковики. Но прежде всего к
      нему были допущены саперы Отдельной спасательной роты из Кохтла-Ярве. Они
      сняли боезапас - около ста снарядов, пролежавших на дне озера почти 60 лет
      и представлявших опасность. Снаряды отвезли на полигон и взорвали.
      Останков членов экипажа обнаружено не было, что подтверждает предположение
      о том, что немцы умышленно затопили машину. Подъем танка продолжался с
      восьми утра до пяти вечера. Чтобы вытащить машину из озера, понадобилась
      мощная техника. На просьбу поисковиков откликнулись горняки "Ээсти
      пылевкиви". С разреза "Нарвский" привезли на трейлере громадный японский
      тягач, которому не составило особого труда вытащить многотонную махину.
      Поисковиков поддержали специалисты из отделов охраны памятников старины
      Ида-Вируского уезда и охраны природы. Было выдано разрешение на подъем
      танка, разрешили прорубить и небольшую просеку, по которой тащили танк от
      озера до дороги. Игорь Седунов говорит, что в планах - отреставрировать
      танк. Пока машина будет находиться на пограничном кордоне Пунамяэ, где
      служит Игорь и где хранится его коллекция оружия. А уже в будущем надо
      думать, где поближе к одному из городов Ида-Вирумаа создать постоянно
      действующий музей вооружения, чтобы люди смогли знакомиться с находками
      Седунова. Кстати, такая экспозиция смогла бы привлечь многочисленных
      туристов, на которых делает ставку уездное руководство и правительство
      страны, думая о развитии региона. Если есть планы создать для привлечения
      туристов шахту-музей, то и выставка вооружения может стать магнитом,
      притягивающим жителей и гостей региона. А представляете, если в экспозиции
      будет действующий Т-34... Поисковиков не волновало, какой "национальности"
      танк они достанут со дна озера: русский, немецкий. Он оказался вообще
      "русско-эстонско-немецким". Их интересует История. Не та, которую в угоду
      сиюминутным политическим интересам пишут высокопоставленные историки, а
      материальная, вещественная история. И члены клуба "Поиск" во главе с
      Игорем Седуновым, словно криминалисты, собирают по крупицам вещественные
      доказательства великих исто- рических преступлений, имя которым - войны.



Обновлен 28 июн 2019. Создан 30 мая 2019



 
SEO sprint - Всё для максимальной раскрутки!
SOCPUBLIC.COM - заработок в интернете!
+++ Flag Counter Яндекс.Метрика

виртуальный фотомузей бердянска, фотомузей брд, фотомузей brd, старые фото бердянска, фотографии Бердянска, старые фотки бердянска, фото музей бердянска.

кнопка вверх